Как нам может помочь наука о взаимосвязи психического здоровья и состояния кожи
О ПСИХОДЕРМАТОЛОГИИ, дисциплине, исследующей взаимосвязь психологических состояний и поведения кожи, заговорили не вчера — тем не менее она всё ещё остаётся не слишком широко известной областью. Сегодня, когда интерес общества и медицины к психическому здоровью только повышается, кажется, что у психодерматологии есть все шансы стать перспективным направлением.
Психодерматология изучает заболевания, которые находятся на границе психиатрии и дерматологии. Кажется, всем очевидно, что психологическое состояние человека влияет и на организм в целом, и на кожу в частности — к примеру, мы потеем от стресса.
Психодерматология разбивает заболевания на категории — правда, универсальное деление молодое течение пока не придумало. Некоторые предлагают выделять три подвида психодерматологических заболеваний: первичные, вторичные и психофизиологические.
Первичные
В первичные попадают повреждения, которые человек наносит себе из-за психических особенностей, синдромов и неврозов. Это могут быть и травмы, и компульсивное сдирание кожи, и простые царапины.
Вторичные
Вторичные — расстройства, которые возникают как следствие особенностей кожи: например, когда у человека с акне из-за социального осуждения развивается депрессия. В 2015 году в США проводили исследование, согласно которому у 35 % людей с дерматологическими расстройствами диагностировали депрессию, в то время как обычно это число не превышает 7 %.
Психофизиологические
Психофизиологические расстройства — категория самая сложная. Это как раз те состояния кожи, которые появляются или усугубляются от стрессов. Одно из них — атопический дерматит: любой столкнувшийся с ним знает, что волнение обостряет проявления. Это справедливо и для акне, аллергий, псориаза, розацеа, нарушений пигментации и облысения.
То, как особенности кожи связаны со стрессом, хорошо изучено — предполагают, что модель следующая. Мозг реагирует на стресс одновременно тремя разными способами: повышением количества стрессовых гормонов, возбуждением симпатической нервной системы и повышенной выработкой нейропептидов и нейромедиаторов. Все эти компоненты активно влияют на иммунные клетки в коже, которые ещё называют тучными. Такое воздействие выливается в нарушение иммунных функций кожи, а это, в свою очередь, приводит к заболеваниям, проблематичным состояниям или обострениям. То есть в этой системе задействованы и эндокринная, и нервная, и иммунная системы — всё сразу.
Майкл Стивенс, автор одного из самых популярных ютьюб-каналов Vsauсe, совместно с канадским Университетом Макгилла поставил эксперимент, во время которого детей помещали в выключенный аппарат МРТ и говорили, что он учит их мозг лечить заболевания — участникам же нужно было просто спокойно лежать. У детей были разные расстройства: мигрени, СДВГ, а у одной из девочек — экзема, усугубляющаяся невротическим сдиранием кожи. Результаты эксперимента оказались удивительными: через несколько недель «сеансов» у всех детей, включая девочку, состояние значительно улучшилось. Конечно, результаты нельзя назвать абсолютно достоверными и статистически значимыми, да и сам эксперимент не совсем про лечение, а скорее про плацебо — но от этого он не перестаёт быть интересным. По сути, с детьми не проводили никакой терапии, а задумка всё равно сработала — исследователи называют это силой предположения.
Психодерматология ни в коем случае не отрицает традиционные меры, скорее предлагает иметь в виду психотерапию как дополнительный инструмент лечения. Психотерапия, медитация и убеждение, скорее всего, и правда помогают, просто пока не очень понятно, насколько хорошо. Ограничивать лечение только ими сегодня не станет ни один разумный врач, но отказываться от них тоже не стоит, если потенциально они могут улучшить состояние кожи или помогут пациенту принять её.